Кого грядущий год готовит. Минобрнауки делает ставку на технарей
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Кого грядущий год готовит. Минобрнауки делает ставку на технарей

Кого грядущий год готовит. Минобрнауки делает ставку на технарей

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» уже поднимала вопросы подготовки квалифицированных кадров для отечественной промышленности. Не сговариваясь с нами, Совет Федерации провел на эту тему встречу с главой Минобрнауки России Валерием Фальковым. Заявленная тема встречи - “О развитии науки и высшего образования в новых условиях”. “Новые условия” при этом в расшифровке вряд ли нуждаются. Как и то, почему из дискуссии были почти полностью исключены гуманитарные дисциплины.

 ТЕХНОЛОГИЯ - ДЕЛО ТЕХНИКИ

Короткая (меньше 15 минут) речь министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в Совете Федерации 14 декабря содержала, по нашим подсчетам, три основных тезиса: о необходимости развития инженерно-технической школы, о стимулировании выпускников Дальнего Востока оставаться в регионе и о развороте в сторону восточных и африканских стран в плане научного сотрудничества.

 Все это, по словам министра, делается уже сейчас, особенно первое: - Мы уделили приоритетное внимание развитию инженерного образования, технологического предпринимательства. А в более широком смысле - трансферу научных разработок в реальную экономику. Текущий год принципиально поменял университеты и отрасль науки и технологического развития. От нас ожидают не абстрактных академических достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов.

Все это делается во имя нового государственного фетиша - “технологического суверенитета”, который пришел на смену канувшим в лету инновации, модернизации и 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Что ж, цель хотя бы красивая и звучит хорошо. Правда, непросто себе представить, откуда возьмутся “конкретные результаты” (полностью свой самолет, например) без “абстрактных академических достижений” (научной базы). Разве что последних у нас уже и так хватает.

Что, кстати, если верить министру, недалеко от истины: “У ряда вузов уже есть конкретные, ощутимые результаты исследований и разработок, которые можно представить обществу”. Так, Фальков упомянул о специальной машинке, которая сама умеет делать пациенту инъекции. Логичный ход, учитывая, что медсестер повсеместно переводят в уборщицы.

 Но о кадровых вопросах министр заговорил только под давлением сенаторов, которые задавали ему соответствующие вопросы (за что выразим им благодарность). К чести Фалькова, ему было что ответить.

 - Вы упомянули о запуске программы “Передовые инженерные школы”, - обратился к министру сенатор Андрей Яцкин. - Вы говорите о подготовке “спецназа” квалифицированных кадров для отечественной промышленности. Существуют ли в проекте гарантии дальнейшего трудоустройства подготовленных кадров?

Ответ был философский: “Каждый такой проект имеет не только плюсы, но и риски”. (Слова “минусы” министр благоразумно избежал.) Так что стопроцентной гарантии трудоустройства никто не обещает. Но зато потенциальные работодатели включены в работу “инженерных школ” при технических университетах - участвуют в проектировании образовательных программ и отбирают себе студентов. И это серьезные компании: от “Ростсельмаша” (гордости Ростовской области в производстве сельхозтехники) до структур Росатома и Ростеха. Получается, таким образом, что-то вроде целевого обучения, только круче, что ли, поскольку работодатель еще и влияет на учебный процесс. Разделяя, между прочим, и ответственность за конечный результат. Целевое обучение, говорит министр, далеко не всегда удовлетворяет работодателей, которым нужны “более подготовленные кадры”. Иными словами, выходит, что вузы в “обычном” режиме готовят студентов ко вчерашнему дню. Министерству бы об этом крепко задуматься: одна госпрограмма вряд ли способна решить проблему.

 Тем не менее: - Мы в некоторых случаях видим, что руководителями таких инженерных школ стали не просто профессора, а конкретные инженеры, - с гордостью докладывал министр высшего образования. - Тот же “Ростсельмаш” - там передовую инженерную школу Донского государственного технического университета возглавляет руководитель инженерного блока [завода], у которого сегодня работают 600 человек. И все бы ничего, но вот это слегка уничижительное “не просто профессора” от министра в том числе науки… Может, ну их тогда совсем, профессоров этих?

ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ФАЛЬКОВА

- Расходуются значительные бюджетные средства на подготовку выпускников. А между тем, получив диплом, они оказываются или невостребованными на рынке труда, или же - среди них врачи, учителя, агрономы, представители других профессий - отказываются работать в районных больницах, сельских школах, в других учреждениях и предприятиях, где есть острая нужда в квалифицированных специалистах, - обозначил ту же проблему, только с другого боку, сенатор Петр Тултаев.

- Как вы, Валерий Николаевич (Фальков. - П.О.), относитесь к опыту советских лет, когда дипломированный выпускник должен был, получив направление, три года отработать по специальности? Цитату можно было бы и сократить вдвое, но целиком слова сенатора свидетельствуют о проблеме в понимании ситуации почти на самом верху. То есть, с одной стороны, выпускники оказываются ненужными рынку труда или же сам рынок на предлагаемых условиях даром не нужен выпускникам. А с другой - “а давайте-ка обяжем их на этих условиях отпахать по три года”. Вместо того чтобы что-то подправить - если не во всей консерватории, то хотя бы в зарплатах хористов.

- Мы считаем, что университеты должны не только дать образование, но они несут ответственность - моральную и юридическую - за трудоустройство выпускника, - был ответ министра Петру Тултаеву. В целом - по классике: каков вопрос, таков ответ. Давайте скинем ответственность за невозможность трудоустроиться по специальности на выпускников вузов? Нет, зачем же: мы уже возложили ее на сами вузы!

В чем конкретно? А вот, например, - Кто-то, как айтишники, начиная уже с третьего курса, хорошо устраивается, - привел пример министр. - А кому-то просто не хватает навыков резюме послать. И вот здесь университеты должны помочь. Что ж, раз дело только за этим, можно предложить министерству высшего образования типовую методичку для студентов: “Шаг первый: поверь в себя! Шаг второй: нажми кнопку “вкл” на компьютере. Шаг третий: введи в интернете запрос, как составить резюме”.

И тем, кто дочитает до третьего пункта, автоматически выдавать дипломы. Впрочем, что касается послевузовского распределения, Фальков оговорился: к этому нужно относиться осторожно: “Сейчас принципиально другое время”, многое зависит от зарплаты или других гарантий, предлагаемых молодому специалисту. С позицией по гарантиям и зарплатам министр мог бы найти себя и в профсоюзной работе. Главное, чтоб была искренность.

 И, кстати, об искренности. Читатель мог заметить, что (если доверять нашему пересказу, конечно) речь на встрече в Совфеде шла в основном о технарях. Гуманитарные и естественнонаучные специальности были упомянуты, но как-то по касательной: в том плане, например, что наибольший спрос на целевое обучение сейчас, по данным министерства, наблюдается как раз в сфере образования и здравоохранения. Потому что, например, молодые учителя и медики не хотят идти на село. Несмотря, заметим, на программы “Земский доктор” и “Земский учитель”. (Как говорил в недавнем комментарии “Солидарности” зампред Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, многие молодые специалисты даже возвращают государству “подъемные” и бегут обратно из села ввиду банальной необустроенности инфраструктуры.)

Так или иначе, общение министра с сенаторами могло бы оставить тягостное впечатление о перспективах гуманитариев. Если бы сенатор Сергей Калашник не бросил им спасательный круг, спросив Валерия Фалькова о планах на “воспитание студенческой молодежи”. - У нас теперь в каждом университете есть человек, который занимается этим профессионально, - ответил министр. (А, например, у нас не в вузе, но в школе это был военрук. - П.О.)

 - Мы целую линейку развернули, касающуюся гуманитарной компоненты в вузах. Достаточно сказать, что у нас теперь на неисторических специальностях с 2023 года будет 144 часа отведено. Из них 80% - это контактная работа. Далее, поведав о воспитательной роли актуальных исторических реалий, министр анонсировал “большую работу в части повышения квалификации” преподавателей гуманитарных дисциплин. Остается надеяться, работа с ними будет вестись не в “полный контакт”. А то ведь гуманитарии и ответить могут.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Будь спокоен и тверд, как просроченный пряник!