ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Как правительство собирается резко увеличить параметры федерального бюджета
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Как правительство собирается резко увеличить параметры федерального бюджета

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Как правительство собирается резко увеличить параметры федерального бюджета

Одобренный проект документа предполагает рост доходов на треть, а расходов – на 26%

Ведомости от 25.09.23

В следующем году правительство ожидает резкого роста доходов и расходов казны, а также сокращения дефицита, следует из материалов к проекту бюджета (есть у «Ведомостей»). Поступления увеличатся на 34% – с 26,1 трлн руб. (17,4% ВВП), которые запланированы в 2023 г., до 35 трлн руб. (19,4% ВВП) в 2024 г. Траты вырастут на 26% – с 29 трлн руб. (19,4% ВВП) в 2023 г. до 36,6 трлн руб. (20,4% ВВП) в 2024 г.

Федеральный бюджет сверстан с дефицитом на все три года: он составит 1,6 трлн руб. в следующем году, 0,9 трлн руб. в 2025 г. и 1,5 трлн в 2026 г. Правительство запланировало сокращение дефицита по сравнению с действующим трехлетним бюджетом (предполагает 2,2 трлн руб. в 2024 г. и 1,3 ­трлн руб. в 2025 г.).

В 2025 г. доходы федерального бюджета составят 33,5 млрд руб. (17,6% ВВП), в 2026 г. – 34,1 трлн руб. (16,8% ВВП), расходы планируются на уровне 34,4 трлн (18,0% ВВП) и 35,6 трлн руб. (17,6% ВВП) соответственно.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина, работа над бюджетом велась на фоне усиления глобальных дисбалансов. «Сохраняется внешнее давление на экономику страны. Благодаря реализации поручений президента и гибкому изменению нормативной базы правительству в координации с Центральным банком удалось нивелировать многие вызовы», – отметил премьер.

В следующем году ненефтегазовые поступления вдвое превысят нефтегазовые, указал Мишустин. Увеличение расходов до 36,6 трлн руб. председатель правительства объяснил значительным увеличением финансирования мер по реализации послания президента Федеральному собранию.

По итогам этого года дефицит планируется на уровне 2,9 трлн руб. (2% ВВП). В июле министр финансов Антон Силуанов допускал, что он может составить до 2,5% ВВП. При этом уже в начале сентября Мишустин отмечал, что устойчивый курс на положительные изменения позволяет рассчитывать на исполнение бюджета в текущем году с дефицитом на уровне первоначального прогноза в 2% ВВП.

Согласно предварительным данным Минфина об исполнении бюджета за январь – август 2023 г., объем доходов составил 17 трлн руб., что на 3,5% ниже аналогичного показателя за тот же период 2022 г. Нефтегазовые доходы снизились на 38% год к году, составив 4,8 трлн руб., ненефтегазовые выросли на 24,2% до 12,2 трлн руб. По предварительной оценке ведомства, объем расходов бюджета за восемь месяцев 2023 г. составил 19,35 трлн руб., что выше аналогичного показателя в 2022 г. на 12%.

Для финансового обеспечения расходов будут привлечены источники финансирования дефицита бюджета с внутреннего рынка, отметил в ходе заседания правительства Силуанов. По его словам, общий объем заимствований составит более 4 трлн руб. ежегодно.

Кроме того, со следующего года Минфин планирует вернуться к расчету параметров бюджетного правила, исходя из базовой цены на нефть ($60/барр.), а не суммы доходов, отметил Силуанов. С начала 2023 г. заработала новая модель бюджетного правила, которая предполагает закупки валюты в резервы на нефтегазовые доходы в случае их превышения над базовым уровнем – 8 трлн руб. на весь год (сумма распределяется по месяцам). О том, что параметры бюджетного правила планируется модернизировать, экономические власти говорили еще в ходе ПМЭФ-2023. Министр экономического развития Максим Решетников отмечал, что «в тех параметрах, о которых мы договорились 1,5 года назад, мы дальше не пройдем». Новая модель предполагает, что, когда слабеет рубль и увеличиваются рублевые доходы от экспорта, власти должны закупать в резервы валюту, что еще больше давит на курс.

Расходы бюджета

Траты на реализацию послания президента будут увеличены с 2,1 трлн руб. в текущем году до 2,5 трлн руб. в 2024 и 2025 гг. и 2,6 трлн руб. в 2026 г., следует из материалов. На финансирование нацпроектов в следующем году правительство планирует выделить 2,8 трлн руб. В 2023 г. на эти цели было заложено 2,86 трлн руб.

Среди основных направлений финансирования нового бюджета – социальные обязательства государства, расходы на оборону, а также на интеграцию новых регионов, технологическое развитие страны и расширение инфраструктуры, говорится в материалах.

На выплату единого пособия правительство планирует потратить за предстоящие три года 4,4 трлн руб. Прогнозируемые расходы на материнский капитал составят 1,6 трлн руб., на программы по улучшению жилищного обеспечения семей с детьми – 482 млрд руб., еще 100 млрд руб. запланировано на поддержку малоимущих граждан. Также правительство заложило расходы в 1 трлн руб. на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.

Среди основных расходов в сфере экономики и промышленности – поддержка предприятий гражданского назначения (более 947 млрд руб. за три будущих года) и МСП (67 млрд руб. за три года).

Экономика, по прогнозу Минэка, в 2023 г. вырастет на 2,8%, в 2024 г. – на 2,3%. Дальнейший рост на уровне чуть выше 2% нужно рассматривать как потенциальный с учетом имеющихся трудовых и технологических ограничений, отметил Решетников в ходе заседания. Согласно прогнозу социально-экономического развития, инфляция снизится с 7,5% в 2023 г. до 4,5% в 2024 г. При этом курс, по оценке Минэка, останется слабым – около 90 руб./$ при средней цене на нефть $85/барр.

К концу этого года курс ожидается в районе 94 руб./$, отметил Решетников. В 2024–2026 гг. может сложиться «новое равновесие» на уровне 90–92 руб./$, добавил он.

Источники доходов

При принятых гипотезах прогноза социально-экономического развития параметры бюджета выглядят реалистичными, считает директор ИНП РАН Александр Широв. Если в 2023 г. ненефтегазовые доходы лидировали в наполнении бюджета, то в 2024 г. можно ожидать восстановления нефтегазовых доходов, отмечает он.

Новый бюджет предполагает «весьма значимый» рост расходов на социальные выплаты, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Высказанное министром финансов предложение о «фронтальном сокращении расходов» в проекте не чувствуется, указывает он.

О том, что Минфин выступил с инициативой фронтального сокращения госрасходов в бюджете 2024 г., «Ведомости» писали 4 июля. На заседании правкомиссии по бюджетным проектировкам 29 июня Силуанов предложил ведомствам урезать на 10% незащищенные траты, сообщали «Ведомостям» источники. Позже Силуанов в интервью ТАСС подтвердил эти планы.

Рост поступлений до 20,4% ВВП на 2024 г. выглядит как сильная мобилизация доходов, отмечает директор группы суверенных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Заметно, что правительство не настроено снижать бюджетный импульс в экономике, который необходим для сохранения темпов роста выше 2% ВВП при ужесточении денежно-кредитной политики, указывает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Виктор Тунев. Рост нефтегазовых доходов до 1 трлн руб. в месяц, или 11,5 трлн в год, объясним повышением цены на нефть до $71/барр. и ослаблением курса рубля, говорит эксперт. При этом прогноз по увеличению ненефтегазовых доходов – до 22 трлн из 33,5 трлн руб. – выглядит неправдоподобно, считает эксперт.

Ожидания по ненефтегазовым доходам, очевидно, базируются на прогнозе ВВП и понимании эффекта от стимулирующих мер, которые, по всей видимости, увеличивают эффективную собираемость, говорит Куликов. При реализации более консервативных предпосылок по потенциальному росту есть риски недобора, но в ненефтегазовой части они измеряются величинами порядка 200–400 млрд руб., добавляет он.

До 1 трлн руб. дополнительных поступлений можно получить за счет новых экспортных пошлин, привязанных к курсу рубля, но еще нужно до 2 трлн руб., или 1% ВВП, дополнительных доходов, полагает Тунев. Также источником могут послужить дополнительные дивиденды от госкомпаний, но тогда для снижения давления на инфляцию нужны будут дополнительные продажи валюты или золота из резервов, указывает эксперт.

Главным риском для бюджета будущего года Климанов считает выход из состояния сбалансированности. «Необходимость повышения расходов не может быть быстро покрыта увеличивающимися доходами. При возникновении нового дефицита отрицательные параметры будут только наращиваться», – говорит он. «Думаю, все-таки основные риски должны традиционно лежать в прогнозе нефтегазовых налоговых баз: курс, цены и объемы экспорта», – считает Куликов.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Математики признали, что следующей по сложности после теоремы Ферма стоит формула начисления пенсий.