ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Эксперты ведущих вузов предложили правительству создать цифровой Госплан
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Эксперты ведущих вузов предложили правительству создать цифровой Госплан

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Эксперты ведущих вузов предложили правительству создать цифровой Госплан

В кабмине допустили использование результатов проекта для уже действующей системы управления

Ведомости от 14.02.23

Эксперты из ведущих вузов (МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, МГУ, МФЮА) разрабатывают систему цифрового Госплана. По их задумке, она позволит контролировать исполнение стратегических документов и госзаказа в режиме реального времени. Предполагается, что система объединит действующие информационные системы государства – ФНС, ФТС, Казначейства, Минпромторга и Минцифры. На этапе пилота к ней могут подключиться органы власти и компании, участвующие в выполнении госзаказа. Проект был презентован на конференции «Государственное планирование РФ» в РЭУ им. Плеханова.

Госплан для импортозамещения

Техническое задание и экономическое обоснование о проектировании основных блоков были направлены в Минцифры, вице-премьеру Дмитрию Григоренко и в аналитический центр при правительстве, сообщил директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Баумана Владимир Нелюб в ходе выступления.

Как сказал «Ведомостям» близкий к правительству источник, в кабинете министров знают о подготовке такого проекта, но не все готовы продвигать идею из-за «не у всех популярного имиджа госплана». На данном этапе, по его словам, система будет носить скорее аналитический характер и помогать делать выводы о потребностях, загрузке, потенциале отдельных отраслей.

Согласно презентации проекта (есть у «Ведомостей»), система может быть интегрирована с существующими платформами – ГАС «Управление» (межведомственное управление), «Электронный бюджет» (исполнение федерального бюджета) , ЕИС (госзакупки), «Гостех» (платформа для создания госинформсистем), ГИСП (большие данные в сфере промышленности) , АИС «Налог-3» (система ФНС), ЕАИС ТО (система таможенных органов).

Пилотный проект цифрового Госплана эксперты предлагают начать уже в 2023 г. с приоритетных отраслей импортозамещения – например, радиоэлектроники и автомобилестроения, а затем масштабировать на отрасли нефтехимии, сельского хозяйства, транспорта, медицины. Кроме того, эксперты предлагают со следующего года подготовить единую целостную модель планирования, а с 2025 г. – создать органы планирования. Достижение индикаторов, как и во время СССР, предполагается пятилетками (первая – с 2025 г.).

Как пояснил «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с предложением экспертов, пока проект носит академический характер, но, если пилот пройдет успешно, у него есть шансы на внедрение.

В Минпромторге допускали возрождение Госплана, но пока лишь в оборонной промышленности, писали «Ведомости» со ссылкой на письмо в Совфед первого замминистра промышленности и торговли Василия Осьмакова. Российская экономика в соответствии с Конституцией основана на рыночных принципах, которые исключают возможность воссоздания Госплана как органа, формирующего обязательную для исполнения программу развития, говорилось в его обращении. При этом внедрение такого инструмента в гособоронзаказе позволило бы «с одной стороны, ограничиться тем полем деятельности, где у государства достаточно и информации, и рычагов воздействия на промышленные предприятия, а с другой – получить эффект именно от планирования производственной деятельности по всей цепочке создания стоимости».

Сегодня реализация документов стратегического планирования осуществляется посредством взаимодействия нескольких информационных систем и управленческих процессов, замкнутых в единую технологическую цепочку, напомнил представитель Григоренко. Эти системы выполняют функции в части мониторинга и управления документами стратегического планирования – все показатели связаны на уровне паспортов госпрограмм, национальных и федеральных проектов, их задач и мероприятий на разных уровнях, добавляет он.

Учет и мониторинг документов стратегического планирования ведет Минэкономразвития, в том числе мониторинг показателей социально-экономического развития – всего более 450 показателей верхнего уровня, 28 показателей наццелей и более 230 показателей нацпроектов, добавляет собеседник. ГАС «Управление» обеспечивает мониторинг результативности достижения этих мероприятий и показателей в режиме реального времени, потребность в финансировании заявляется отраслевым ведомством в системе «Электронный бюджет», указывает он. Таким образом, модель управления имеет конечный и замкнутый цикл.

«Данная модель постоянно совершенствуется с учетом результатов выполнения документов стратегического планирования, изменения процессов и обратной связи от участников процесса, а также экспертного сообщества. В частности, с учетом предложений ряда вузов на площадке аппарата правительства прорабатывается вопрос доработки действующих систем», – указал представитель.

«Ведомости» направили запрос в Минцифры, Минэкономразвития и Минпромторг.

Суть проекта

Обеспечить технологический суверенитет невозможно без современных методов государственного планирования, отметил Нелюб в ходе презентации проекта. В России сегодня нет органа генерального стратегического планирования, при этом такие институты есть в Китае, Японии, Корее, Франции, Индии и США, добавил он. «У нас появляются и уже появились современные цифровые технологии, большие данные, искусственный интеллект. Но самое главное – сегодня у нас появилась доступность данных, которая позволит нам возобновить решение той масштабной задачи автоматизации планирования, которая у нас появилась после распада Советского Союза», – отметил эксперт. В России есть много документов стратегического планирования разного уровня и все они очень мало связаны между собой, считает Нелюб.

«Понимая эту проблему, руководство страны создает нормативно-правовую базу, вышел закон о стратегическом планировании, указ президента об основах стратегического планирования, большую работу проводит Казначейство – они собрали уже около 50 000 документов стратегического планирования воедино. Но этого недостаточно», – добавил он. По словам эксперта, цифровой Госплан должен стать единой системой сбора и анализа данных, планирования и прогнозирования.

Цели создания такой системы – обеспечение оперативного контроля за состоянием экономики в режиме реального времени и создание системы индикативного прогнозирования и управления рисками, отметил Нелюб. Для этого нужно подготовить методологию, модернизировать нормативно-правовую базу планирования и открыть доступ к данным государства, отметил он. После этого можно приступать к созданию масштабной автоматизированной системы сбора и анализа данных, отметил он: для этого уже есть необходимые технологии и вычислительные мощности. Технологической основой такой системы может стать платформа Baum AI (ее создатели – структурные подразделения МГТУ им. Баумана, проект представили на ПМЭФ-2022), указал эксперт. Для начала создания системного цифрового Госплана уже есть нормативная база – распоряжение правительства о цифровой трансформации госуправления, отметил Нелюб.

Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации госуправления является перечень поручений президента по итогам конференции по искусственному интеллекту от 31 декабря 2020 г., отмечается в распоряжении правительства. Согласно приложению к документу, до 2030 г. действительно поручено создать единую автоматизированную систему сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы, а также систему контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей.

Система цифрового Госплана предусматривает синтез директивного управления – только для госзаказа – и индикативного – для остальных рыночных отраслей, поясняет завкафедрой информатики РЭУ им. Плеханова Ольга Китова, участвовавшая в разработке проекта. Если государство смотрит на развитие отрасли, не связанной с госзаказом – например, на торговлю, банковский сектор или парфюмерную промышленность, – то там устанавливается некоторый индикатор по конкурентоспособности и развитию, добавляет Китова. Он достигается не плановыми методами, когда государство выдает госзадание, платит деньги и компании выполняют, а через систему поощрений – налоговые льготы и субсидии. Такие механизмы предполагают индикативное планирование, добавила она.

Эксперт пояснила работу системы на примере программы развития авиаотрасли: если государству нужно создать среднемагистральный самолет до 2030 г., Минпромторг будет видеть в системе, на каком этапе находится разработка, какие компании участвуют в реализации, какие компоненты и комплектующие нужны, какие существуют проблемы и есть ли отставание от графика. «Для этого нужно провести НИОКР, разработки, потом на производстве строится сетевой график – цепочки предприятий, которые участвуют, система взаимосвязей между ними. Этот график записывается в систему цифрового Госплана. На выходе вы видите, на каком этапе вы находитесь», – отмечает она. Предполагается, что на предприятиях, которые подписывают с государством контракт, должны установить специальную программу, в которой будут определенные права доступа – это некий аналог CRP-систем в компаниях, пояснила эксперт.

Сложности с микроуровнем

Исторически отделить идеологические плевелы от рациональных экономических зерен в цифровом Госплане сложно, отмечает член Общественного совета при Росстате Михаил Никольский. В условиях задачи по достижению технологического суверенитета создание такой системы может быть актуально, при этом все помнят про 6-ю статью Конституции времен СССР (закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС), никто не хочет повторения идеологического диктата, добавляет эксперт.

Микроуровневые данные практически невозможно использовать для задач госуправления, отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей экономики ЦМАКПа Владимир Сальников.

«Есть мнение, что раз у нас есть цифровые технологии, то мы можем очень хорошо все считать, но это скорее иллюзия. Здесь есть фундаментальное отличие – появление этих данных обусловлено одними задачами, они не про индикативное планирование, они про управление предприятием», – пояснил эксперт. В статистике, по его мнению, совершенно другие задачи – первичен макроанализ, исходя из этого уже организовывается сбор данных. Например, есть закрытые данные таможенных деклараций – это большие данные, которые содержат много информации о поставках, но при этом использовать их, например, для региональной статистики по экспорту нельзя, так как место производства товара может не совпадать с местом пересечения границы. Или налоговые данные – были попытки использовать чеки для измерения инфляции, но они при всей информационной насыщенности подходят только для регистрации сделок и фискальной функции, но не для учета индекса потребительских цен, добавляет экономист.

При этом подобная (индикативно-директивная) система государственного планирования в экономике успешно сработала и во Франции, и в Японии, и в Индии, отмечает Никольский. Такая система может быть актуальной в России, потому что требуется консолидация ресурсов, считает эксперт: «Но именно к планированию 2.0 она имеет необходимое, но недостаточное отношение». Сейчас у нас есть платформы на базе ИИ, которые позволяют не просто наблюдать, но и перестраивать оперативные процессы – распределить рабочее задание так, чтобы не выйти из графика, добавляет эксперт. При этом алгоритмы – это лишь инструмент, важно ответить на вопрос, для удовлетворения каких потребностей такая система нужна, подчеркивает он.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Я работаю у вас на полставки и поэтому прошу на меня кричать вполголоса.