ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Fesco может купить контейнерный терминал на Каспии
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Fesco может купить контейнерный терминал на Каспии

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Fesco может купить контейнерный терминал на Каспии

Это необходимо для запуска перевозок по коридору «Север – Юг»

Ведомости от 19.04.23

Транспортная группа Fesco планирует сформировать контейнерный флот на Каспийском море и изучает возможность покупки там терминала. Об этом 18 апреля журналистам рассказал председатель совета директоров группы Андрей Северилов. Так компания хочет подключиться к работе на международном транспортном коридоре (МТК) «Север – Юг», пояснил топ-менеджер.

Он не уточнил, что это будут за суда и кто будет их строить. Северилов лишь отметил, что группа продолжает качественно и количественно увеличивать флот, поскольку в этом отношении компании есть куда расти. Сейчас у Fesco 26 судов.

Всего в Каспийском регионе у России три ключевых порта – Оля, Махачкала и Астрахань. По данным «СПАРК-Интерфакса», порт Оля находится в собственности у неназванного гражданина России, порт Астрахань на 53% принадлежит иранской грузовой компании «Насим Бахр Киш» и на 25% – Росимуществу, Махачкалинский порт принадлежит государству целиком.

Суммарный грузооборот портов Астрахань и Оля в 2022 г. вырос на 15% в годовом выражении почти до 3 млн т, говорил в январе 2023 г. министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский. По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки в порту Махачкала в 2022 г. снизился на 30% до 3 млн т, а астраханского порта – вырос на 12% до 2,5 млн т.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, что наиболее интересный актив для группы находится в порту Оля. «У него выгодное местоположение, порт входит в зону опережающего развития», – объясняет эксперт.

Порт Оля расположен в 100 км южнее Астрахани в дельте Волги на 67-м км Волго-Каспийского канала. Он был введен в эксплуатацию в 1997 г., имеет 14 причалов с общей длиной причальной стенки более 2000 м. В нем можно обрабатывать генеральные, контейнерные, накатные (Ро-Ро) грузы и автопаромы. Сейчас в порту задействовано 10 причалов, через которые можно переваливать до 4 млн т грузов в год.

МТК «Север – Юг» призван обеспечить транспортировку грузов между странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии с использованием российской транспортной инфраструктуры. Основной экспортный грузопоток по МТК приходится на Индию, Иран и Азербайджан.

Коридор предусматривает три основных маршрута грузов относительно Каспийского моря. Транскаспийская ветка МТК предполагает перевозку грузов по Каспийскому морю через порты Астрахань, Оля и до иранских портов Энзали, Амирабад, Ноушехр и др., западная – через Азербайджан, восточная – по железной дороге из России через Казахстан, Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана.

По МТК «Север – Юг» Россия экспортирует энергоносители, зерно, лесные и строительные грузы, удобрения, а импортирует потребительские товары, продовольствие и технику. По данным РЖД, в феврале 2023 г. по МТК отправлено 764 000 т грузов – вдвое больше, чем за аналогичный период 2022 г. Общий объем грузоперевозок по маршруту к 2030 г. оценивается на уровне 25 млн т, из которых примерно половина – контейнеры.

В марте 2023 г. сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по транскаспийской ветке коридора увеличились год к году до 60 дней, а цена – в 2 раза до $7000 за 20-футовый контейнер («Ведомости» писали об этом 28 марта). Причиной было то, что российские порты не справляются с растущим грузопотоком из-за нехватки причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, малого числа судов на рейсах Иран – Россия, заторов в обмелевшем Волго-Донском канале.

Также в марте президент России Владимир Путин призывал российских инвесторов вложить деньги в развитие МТК «Север – Юг».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров называет возможное расширение присутствия Fesco на МТК «Север – Юг» логичным. «Это станет важным конкурентным преимуществом для Fesco», – полагает эксперт. Бурмистров напомнил, что главная проблема МТК сейчас – отсутствие инфраструктуры и недостаточные объемы, которые могли бы позволить снизить ставки для клиентов.

«Сейчас контейнерная линия есть только между портом Астрахань и северными портами Ирана, а в Оле терминалы могут быть готовы к концу 2024 г.», – отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Модернизация портов Дербента и Махачкалы, по словам Гришунина, затруднена из-за близости к городам.

По оценкам Гришунина, стоимость порта Оля целиком может составлять 10–15 млрд руб., астраханского порта – 15–20 млрд руб. Строительство флота на Каспии может обойтись группе в 300–400 млн руб. за судно со сроком строительства от шести до восьми лет, продолжает он. На ближайшие годы компании хватит 10–12 судов исходя из средней вместимости около 500 TEU (эквивалент 20-футового контейнера), добавил Гришунин.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Алло! Я туда попал?

— Нет, вы попали не туда. Вас послать куда надо?