Дьявол весь в деталях (из интервью генерального директора ОСК Алексея Рахманова проекту "Корабел.ру")
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Дьявол весь в деталях (из интервью генерального директора ОСК Алексея Рахманова проекту "Корабел.ру")

Дьявол весь в деталях (из интервью генерального директора ОСК Алексея Рахманова проекту "Корабел.ру")

На протяжении многих лет произносятся одни и те же слова о дороговизне и нерасторопности отечественного судостроения. Время идет, а ситуация не меняется. Что-нибудь в корпорации делается для изменения ситуации? Проводится ли анализ такого положения дел? Вырабатываются ли мероприятия для вывода отрасли на конкурентный уровень?

Во-первых, давайте задумаемся о вопросе о том, кого с кем мы сравниваем? Конечно, если сравнивать производство в Российской Федерации и в южных провинциях Китая, то совершенно очевидно, что для создания одного квадратного метра производственных помещений в Китае нужно приблизительно в полтора раза меньше денежных средств, чем, например, в Северодвинске либо в Петербурге, с учетом того, что у нас еще до сих пор, коллеги, есть зима, у нас все четыре времени года, у нас резко континентальный климат. Ну, и кроме всего прочего, мы понимаем, что судостроение реально возрождаться начало всего-навсего лет 10-12 назад, когда первые системные денежные вливания пошли со стороны заказчиков и со стороны поддержки модернизации предприятий. Это первое.

Второе. Зарубежная конкуренция, к сожалению, зачастую превращается в конкуренцию между количеством субсидий, которые каждое государство дает своему судостроению. Это сто процентов история про Китай. Это сто процентов история про Южную Корею. Зачастую это история про Японию. Ну, и конечно же, Соединенные Штаты Америки, которые только своим актом Джонса сделали так, что все заказы для обеспечения логистики стратегических отраслей американской промышленности выполняются только на судах, построенных в Америке и ходящих под американским флагом. Поэтому здесь вопрос не столько в том, что мы, как производственники и менеджеры, должны что-то предпринять. Это в том числе и вопрос государственного отношения и поддержки тех отраслей промышленности, в которых конкурировать исключительно на коммерческих основах бывает очень сложно. Слава богу интернет, он же, знаете, дорога с двухсторонним движением, не только про нас, но и о них все написано. Понимая, сколько стоит производство, например, подводных лодок класса "Огайо", я могу сказать, что до нашей цены им еще, как говорится, как до Луны пешком. Поэтому, вопросы того, почему и как это происходит, должны рассматриваться в контексте.

И теперь еще один очень важный элемент. Если мы начинаем сравнивать стоимость строительства головных судов в России или в Китае, с большим для себя удивлением обнаружите, что китайские продукты, которые производятся в единственном экземпляре, по тому проекту, который делается, будут не дешевле, а дороже, чем то, что делаем в России. А если посмотреть на нашу сдаточную программу, то нам, зачастую, за очень небольшим исключением, заказывают одно судно, два судна, три судна по одному проекту, который мы прорабатываем и тратим на это невероятное количество инженерных часов и ресурсов. Поэтому ответ очень простой - государственная поддержка, крупные серии и понимание того, что стандартизация и унификация создаваемых изделий позволяет как раз контролировать себестоимость. Ровно это мы и предлагаем российскому правительству в том плане мер поддержки судостроения, о котором говорили совсем недавно. Так что дьявол весь в деталях.

 

Анекдот от профсоюза

Я работаю у вас на полставки и поэтому прошу на меня кричать вполголоса.