Без импорта с российских стапелей сойдут пустые корпуса
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Без импорта с российских стапелей сойдут пустые корпуса

Без импорта с российских стапелей сойдут пустые корпуса

 

К 2035 году гражданский флот России пополнят 985 судов. В сентябре 2022-го Минпромторг рассчитывал на 1,5 тысячи.

Эксперты пессимистичны: "Чтобы выполнить план, придётся ускориться в 10 раз, или искать новых поставщиков".

Отечественное судостроение на 70% зависит от импорта. Наше — только корпус и простые металлоконструкции.

За десять лет 44% из 234 морских транспортных судов построены на иностранных верфях.

Планы пришлось пересмотреть в связи с антироссийскими санкциями, введёнными после 24 февраля 2022 года, поясняют чиновники. Значительную часть комплектующих, оборудования и технологий отечественные судостроители закупали в странах, которые отказались сотрудничать с Россией, говорит Дмитрий Стоянов, заместитель гендиректора по гражданской морской технике АО "ЦНИИ "Курс". В результате сейчас из 324 судостроительных проектов, находящихся на разных стадиях производства на отечественных заводах, 76 имеют высокий риск не быть завершёнными, сообщил он, выступая на прошедшей 6–7 апреля в Петербурге конференции "Российское судостроение — 2023".

Учитывая отсутствие многих ключевых технологий и дефицит заводских мощностей по производству комплектующих, некоторые эксперты скептически оценивают планы Минпромторга по созданию к 2035 году 985 судов.

Эксперт отмечает, что за последний год российские власти приняли несколько эффективных программ поддержки судостроения. Например, в феврале 2023 года стартовала "Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта". По ней на российских верфях до 2027 года предполагается построить 260 судов, в том числе пять крупнотоннажных. Деньги будут привлечены из Фонда национального благосостояния (136 млрд рублей), за счёт кредитов (85 млрд) и из бюджета РФ (10 млрд).

Ещё две новые меры поддержки — льготы на модернизацию предприятий и промышленная ипотека. Ипотечные кредиты в целом на 1,3 млрд рублей под льготный процент в 2023 году могут получить 500 компаний, которые будут строить, реконструировать и модернизировать производство.

По мнению эксперта Ольги Самоваровой, субсидий и преференций для выполнения планов Минпромторга недостаточно. "Чтобы выполнить поставленные планы, производительность труда на судостроительных предприятиях нужно повысить в десять раз, объёмы металлообработки увеличить с нынешних 1 млн тонн в год до 3 млн тонн", — уверена Ольга Самоварова.

Для этого необходимы принципиальные изменения в управлении производством. Например, если раскраивать металлические детали для строительства судна не последовательно на одной верфи, а одновременно на нескольких заводах в рамках кооперации, то можно сократить цикл резки в три-пять раз. Использование роботизированной сварки ускорит процесс в шесть раз. А монтаж судна на стапелях при помощи соединения блоков, собранных по отдельности в условиях комфортного цеха, может повысить эффективность работы в пять-десять раз, говорит Ольга Самоварова.

В реализации уже разработанных проектов рыболовецких, научных и пассажирских судов со сроком сдачи в 2023 году не избежать переноса сдачи, так как приходится менять западное оборудование на альтернативное. Но по проектам будущих лет можно остаться в обозначенном графике, если в срочном порядке удастся найти альтернативные варианты.

"От эффективности управления в ближайшие три-пять лет в нашей стране будет зависеть всё. Догоняющие стратегии к победе не приводят", — резюмирует Самоварова.

По материалам информационно-аналитического портала MASHNEWS.RU

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

- Ваш банк просто обязан выдать мне льготный кредит!

— Это почему?
- Я не возвратил деньги семи банкам, а они ваши конкуренты!