ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Аудиторы зафиксировали лучшее за семь лет исполнение расходов бюджета
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Аудиторы зафиксировали лучшее за семь лет исполнение расходов бюджета

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Аудиторы зафиксировали лучшее за семь лет исполнение расходов бюджета

Уровень финансовой дисциплины в дальнейшем будет нарастать, считают эксперты

Ведомости от 12.03.24

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2023 г. составило 32,36 трлн руб., или 98,2% показателя сводной росписи, это самый высокий результат за последние семь лет, следует из отчета Счетной палаты (СП) о работе в прошлом году (есть у «Ведомостей»).

Общая сумма расходов увеличилась на 1,25 трлн руб., или на 4% по отношению к предыдущему году. Доходы бюджета достигли 29,12 трлн руб., т. е. на 3 трлн руб., или на 11,5%, больше ожидавшегося объема. По сравнению с 2022 г. сумма поступлений выросла на 1,3 трлн руб., или на 4,7%. При этом нефтегазовые доходы снизились на 2,8 трлн руб. (или на 24%), а несырьевые – увеличились на 4 трлн руб. (или на 25%). Дефицит бюджета по итогам года составил 3,2 трлн руб.

Законом о бюджете на 2023 г. были заложены расходы в размере 29 трлн руб., доходы в 26,1 трлн руб. Дефицит, соответственно, должен был составить 2,9 трлн руб.

СП не уточняет объемов неисполненных ассигнований по конкретным распорядителям. Минфин такой информации также не предоставляет. В начале января ведомство отчиталось о реализации нацпроектов. Исполнение по этому виду расходов также поставило рекорд – 3 трлн руб., или 99,2% от плана. В лидеры по реализации вышли «Безопасные качественные дороги», «Наука и университеты», «Демография», «Экология» и «Международная кооперация и экспорт». Самым отстающим, как и в 2022 г., стало «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» с уровнем исполнения 92,9%.

В 2022 г. Минфин ограничил публикацию данных по бюджетной отчетности, объяснив это желанием минимизировать риски введения дополнительных санкций. В частности, ведомство перестало публиковать сведения о тратах по конкретным направлениям.

Сейчас готовится отчет об исполнении федерального бюджета за 2023 г., который формируется на основании отчетности главных распорядителей средств, рассказал «Ведомостям» представитель Минфина. Эта отчетность представляется в СП для внешней проверки не позднее 15 марта.

Отчет СП перед Госдумой за 2023 г. пройдет 27 марта, следует из повестки заседания совета нижней палаты парламента, которое пройдет 11 марта. Там сказано, что первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков должен до 15 марта направить законодательным органам регионов приглашения для их участия в режиме ВКС в рассмотрении вопроса об отчете СП. 21 марта пройдет расширенное заседание комитета Госдумы вместе с членами коллегии СП. С 18 по 26 марта должны состояться встречи фракций с и. о. председателя ведомства Галиной Изотовой. Также комитеты предварительно должны обсудить на своих заседаниях отчет СП с участием аудиторов.

Прогресс в управлении

Антирекорд исполнения бюджета был зафиксирован в 2019 г. Тогда показатель составил 94,2%, что стало наихудшим результатом за предыдущие 11 лет. С тех пор показатель начал постепенно улучшаться. В 2020 г. удалось освоить уже 95,7%, а в 2021 и 2022 гг. – по 97,5%. В 2023 г. объем неиспользованных бюджетных средств составил 603 млрд руб., что существенно ниже, чем в 2022 г. (796 млрд руб.).

Из года в год наблюдаются сильные колебания величины неисполненных бюджетных ассигнований: к примеру, в 2020 г. она составила 1,02 трлн руб., а в 2021 г. – 645 млрд руб., напомнила и. о. заведующего кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина. Самыми распространенными причинами такого явления стали неправильное планирование, недостатки в проведении конкурсных процедур и несвоевременность или перенос сроков выполнения работ. То, что в прошлом году объем неиспользованных средств снизился на 193 млрд руб., или на четверть, по сравнению с 2022 г., безусловно, является положительной тенденцией, отметила эксперт.

Неисполнение бюджетных расходов может быть вызвано не только факторами, связанными с некачественной работой министерств или ведомств, но и объективными причинами – например, экономией при осуществлении государственных закупок, добавил директор Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. Учитывая, что несколько лет назад неосвоенный остаток расходов бюджета превышал 1 трлн руб., текущие показатели не такие большие, особенно на фоне увеличившегося общего объема трат, согласился он.

Более высокий уровень исполнения бюджета стал результатом совершенствования казначейских инструментов исполнения федерального бюджета, механизмов мониторинга соблюдения бюджетной дисциплины, а также повышения качества планирования федеральных субсидий, считает первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович. Правительство уже не первый год всерьез занято ускорением и отлаживанием бюджетных процедур – часть из них появилась как антикризисная в 2020 г., но потом была внедрена в постоянную практику. Высокий результат может быть также связан с более равномерным финансированием госзакупок, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

Уровень исполнения бюджета и финансовой дисциплины в дальнейшем будет нарастать, ожидает профессор департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. То, как формируется сейчас расходная часть, показывает, что бюджетополучатели более добросовестно и тщательно выполняют свои обязательства по расходованию средств. Скорее всего, в 2024 г. доля нераспределенных трат также составит около 1,5–2%, если не будет шоков, требующих отложить или ускорить расходы, отметил Табах.

Больше расходов – больше нарушений

По результатам проверок исполнения бюджета СП в 2023 г. выявила 1719 нарушений на 235,3 млрд руб. (11,2% от всего объема выявленных ошибок). Годом ранее их число составляло 1216, а сумма была втрое меньше – 74,9 млрд руб. Возросший объем нарушений связан в том числе со значительным увеличением расходов бюджета: появились новые объекты учета, расширился охват проверяемых данных, указала Изотова.

В большинстве случаев недочеты в управлении расходами были связаны с предоставлением и использованием субсидий и грантов юрлицами (149,5 млрд руб.), в первую очередь НКО (125 млрд руб.), и с ненадлежащим осуществлением ведомствами госзадач и функций (62,5 млрд руб.). Такие данные говорят о необходимости повышения качества планирования и усиления контроля со стороны государства за использованием средств субсидий юрлицам, отмечено в докладе.

Еще один значимый блок – нарушения при проведении госзакупок. В 2023 г. СП выявила 772 ошибки в этой сфере на общую сумму около 176,3 млрд руб. (8,4% от общего объема нарушений). Наиболее финансово значимыми являются нарушения, связанные с внесением незаконных изменений в контракты (161 млрд руб.), приемкой и оплатой товаров и работ, не соответствующих условиям контрактов (12,6 млрд руб.).

Аудиторы также выявили множество отклонений от регламента при реализации федеральной адресной инвестиционной программы – их общая сумма достигла 29,9 млрд руб. Чаще всего нарушения касались предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства госсобственности или в приобретение государством недвижимости (20,7 млрд руб.).

В целом сумма выявленных СП нарушений и недостатков превысила 2,1 трлн руб., увеличившись более чем вдвое к 2022 г. – тогда она составляла 885,6 млрд. Инспекторы ведомства возбудили 132 административных дела против 93 годом ранее. Основная часть этих нарушений вызвана искажением бухгалтерского учета и отчетности, т. е., по сути, это технические ошибки, которые, как правило, исправляются еще в ходе контрольных мероприятий, пояснила Изотова.

Негативный тренд можно проследить в нарушениях, связанных с осуществлением госзакупок, отметила Фрумина. Согласно отчету СП за 2022 г., тогда их объем составлял 20 млрд руб., а в 2023 г. сумма выросла до 176,3 млрд руб. При оценке столь существенного увеличения нарушений не стоит сбрасывать со счетов возросший объем проводимых процедур, объективные причины нарушения сроков поставок, которые влияют на своевременность выполняемых работ.

Что касается предоставления грантов и субсидий, здесь нарушения связаны со сложностью процедуры, отметил Афанасьев. Бюджетные ресурсы выделяются по достаточно сложным схемам – в частности, очень широк перечень требований, которым должны соответствовать бюджетополучатели.

Но с учетом того что рутинные задачи, связанные с обработкой большого объема информации при исполнении бюджета, можно осуществлять с помощью искусственного интеллекта, есть надежда, что таких ошибок в будущем станет меньше, заключила Фрумина.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

- Ваш банк просто обязан выдать мне льготный кредит!

— Это почему?
- Я не возвратил деньги семи банкам, а они ваши конкуренты!